index.html Conduit Home  mda.htm Пресса и телевидение о нас, главная  Copyright © 2001, SIAZ.
Журнал ВЦСПС Министерства культуры СССР - КЛУБ

На вопросы отвечает научный директор Азербайджанского общественного института изобретательства (АзОИИТа) Тофик Имамалиев.



— Название вашего института звучит несколько непривычно: что значит общественный! Что значит учить изобретать! Пожалуйста, расскажите вкратце об АзОИИТе, об его преподавателях и его студентах.

— Начну с элементарного примера, Множество лет свойства графита были известны людям. И только один человек спросил себя: а нельзя ли легко отделяемой графитовой пылью в некоторых случаях заменять, скажем, краску? Этот человек стал изобретателем карандаша. Точно поставленный когда-то вопрос дал вам в руки инструмент, без которого трудно представить себе жизнь...

Каждый из нас сегодня знает очень многое — куда больше, чем создатель того же карандаша. Да только знания эти порой лежат мертвым грузом, годами и десятилетиями «пылятся» в мозгу. Так вот: научить человека смело задавать себе вопросы и отвечать на них, оптимально распоряжаясь собственными знаниями, это и есть основная задача и смысл деятельности АзОИИТа.

Преподают в институте люди самых разных специальностей. Чингиз Гаджиев по профессии психолог, Тофик Ахмедов — патентовед, Николай Бестужев — наладчик шинного завода, сам я — инженер-механик.... Весь преподавательский состав без исключения, ибо исключения недопустимы,— люди творческие, серьезно относящиеся к самому, казалось бы, абсурдному вопросу. И часто ответ на абсурдный вопрос выливается в остроумное техническое решение.

Учатся в институте более ста человек, контингент — от школьников до докторов наук. Время, проведенное здесь после занятий или основной работы, потерянным они никак не считают. Изобретать, как оказалось, хотят все.

Студентам читается несколько курсов: развития творческого воображения, методологии изобретательства (методы, известные давно, и методы, разработанные нами в последние годы), патентоведения, истории изобретательства (учиться на чужих удачах и на чужих ошибках одинаково полезно), прогнозирования, основ информатики, психологии творчества.

Весьма показательный факт. Недавно вице-президент фирмы «Дженерал электрик» Артур Бика, ознакомившись с системой обучения и программой нашего общественного института, предложил направить группу сотрудников фирмы на подготовку в АзОИИТ.

— Абсурдный вопрос, сказали вы, порой приводит к технической находке. Чтобы не быть голословным...

— . . . проиллюстрируем сказанное примером. Однажды я спросил у студентов, можно ли считать живым организмом . . . обычную батарею парового отопления? Да, можно, сказал кто-то. Мы вместе начали искать в конструкции батареи аналогии с природой: движение воды, взаимодействие с другими батареями, «заболевания» системы.. . В конце концов было предложено изготовить вместо батареи нагреватель из простого полиэтиленового пакета, поместив туда элементарное приспособление (его мы изготовили буквально за час) и налив в него пять стаканов воды. . . Нагреватель этот прекрасно отапливал помещение АзОИИТа две холодные зимы.

Тут следует подчеркнуть, что мы не ограничиваемся просто изобретением «в чистом виде». Преподаватели учат наших студентов: не забывайте, что в конечном счете ценность любого изобретения измеряется экономическим эффектом от его внедрения. Ведь любое внедренное изобретение — это один из путей к экономии материальных и производственных ресурсов, вклад в решение задач, которые ставит сегодня партия; сделать экономику экономной, более эффективно использовать достижения науки и техники в повседневной производственной деятельности.

— Институт ваш существует уже десять лет. Давайте попробуем подвести итоги его работы.

— Охотно. За это время АзОИИТ закончили более десяти тысяч человек, их изобретения защищены сотнями авторских свидетельств, ряд изобретений направлен для патентовамия в высокоразвитые зарубежные страны. Назову лишь несколько изобретений самого недавнего времени.

Студент физфака университета А. Ждан-Пушкин изобрел манипулятор для сварочных работ, перемещающий в процессе сварки многотонные детали. Действие устройства основано на. . . нарушении известного всем со школьной скамьи закона Архимеда!

Психиатр В. Сигалов — соавтор «устройства для аускультации», то есть нового фонендоскопа. В отличие от всех существующих в мире моделей, фонендоскоп этот позволяет прослушивать не общие шумы, а шумы в отдельно выбранной врачом точке.

В АзОИИТе разработаны способ защиты объектов от сейсмической волны и аппаратура для его осуществления (при равных показателях наша система «всего» на несколько миллионов рублей дешевле той, которую разработала французская организация «Промышленный атом»), изобретен измеритель толщины листов пластмассы в процессе ее изготовления (он даст экономию в сотни тысяч рублей).

Вот эту «экономную экономику» я и имел в виду, говоря об эффективности изобретения.


Рис. Е. Коронцевич


Спасибо, что зашли
mda.htm Пресса и телевидение о нас, главная  conduit@rambler.ru Отправить нам письмо  вверх

© All Rights Reserved
Hosted by uCoz