index.html Conduit Home  mda.htm Пресса и телевидение о нас, главная  Copyright © 2001, SIAZ.
Газета КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА

Газета Комсомольская правда от 09.01.1982 г, стр. 4

Клуб любознательных, выпуск N 510



«Хлеб прогресса» — открытия и изобретения — рождается в муках творчества: одаренный человек долго выращивает в сознании «зерна» — факты, сортирует и перемалывает их в «муку» — знания, затем замешивает «тесто» — идею и в настоящем жаре души «выпекает» свой каравай. У каждого он, разумеется, разный — ведь все зависит от масштаба таланта! А нельзя ли изобрести сам талант? Любой человек может стать изобретателем — так утверждают участники сегодняшнего заседания «Клуба любознательных», которое ведет наш специальный корреспондент Николай Хлебодаров.



ДЕРЗАЙТЕ, ВЫ ТАЛАНТЛИВЫ

От ведущего: Все началось с такого объявления:
«Если вы хотите взглянуть на мир глазами творческого человека, овладеть современными методами решения изобретательских задач, получить достаточную подготовку в области патентоведения, прикоснуться к самым современным проблемам различных областей науки и техники и внести свой вклад в их решение — поступайте в Азербайджанский общественный институт изобретательского творчества — АзОИИТ. Основная цель обучения — формирование творческого мышления. В институт принимаются представители как технических, так и гуманитарных специальностей, студенты вузов, кандидаты и доктора наук...».



Соперники Эдисона
Уверен: сердце любого специалиста, хоть сколько-нибудь знакомого с «таинственным» изобретательским делом, сладко замрет при таких обещаниях. Да и любому человеку захочется научиться мыслить творчески. С желанием узнать, как это делается, я и пришел в АзОИИТ.

Мне повезло. Я попал на преподавательский совет, где мне сразу же шутливо предложили: «Что бы вы хотели изобрести, не отходя от этого стола?». Поскольку я только что вернулся с искусственного острова на Каспии и видел, как трудна работа водолазов, я сказал — подводный аппарат! Меня попросили назвать наугад несколько предметов. Помня условие: «не отходя от стола», я назвал все предметы, которые на нем были: стаканы с чаем, ложечки, сахар, телефон, фотоаппарат, часы, авторучки, бумага, и охарактеризовал их, как мог. Тут же мне подчеркнули отдельные свойства этих предметов и предложили нарисовать подводный аппарат.

Произошло настоящее чудо: я нарисовал подводный аппарат с граненым корпусом, управляемый фотороботом, который «считывает» задание с бумаги или биотоков оператора на судне.

Эксперты тут же установили: есть отличительные признаки, на которые могут выдать авторское свидетельство на изобретение.

Разговаривая с преподавателями, я все время ловил себя на мысли, что очень хочется «прочувствовать» сам процесс обучения, понять технологию, методику преподавания. Теперь я уже знал, что свой подводный аппарат я изобрел «методом фокальных объектов», в котором характеристика случайных вещей, примененная к конкретному объекту, позволяет «растормозить» психоинерцию и изобретать «мгновенно». Сами вещи можно набирать по случайно открытой странице книги, газетной статье, по тому, что попадет в поле зрения...

На другое занятие — «мозговой штурм» — я пришел с целевой установкой; активно изобретать. Сразу же включился в работу. Группа состояла из 16 человек, больше половины — женщины, что меня удивило. Занятие шло в форме игры, в которой нет ничего невозможного. Как, к примеру, почистить трубки атомного реактора? Для этого предложили использовать...змею.

В начале занятий всех предупредили: никакой критики! Разрешается высказывать любую дикую мысль. Больше предложений. Самых невероятных. Этот метод стимулирует интуицию. Цель мозгового штурма — не качество, а количество предложений. Глупые идеи легко исключаются последующей критикой, ибо компетентную критику легче получить, чем компетентное творчество.

Тут важно и другое: идея одного может навести другого на что-то еще. Общее количество коллективных идей всегда больше, чем у такого же количества людей, но работающих в одиночку.

Итак, задача — изобрести новый подъемный кран! Первое предложение: кран-самогруз. Сразу «расшифровываю» техническую идею: кран строит сам себя из груза, который поднимает, как строят дома — с крыши. Качающийся кран (качается, но не падает), кран, который «делает аварии» (груз срывается, но не падает на землю — стрела «ломается» на предельном весе), кран-«неваляшка» (поднимает до определенного веса сам), порхающий кран (кран — майский жук, вертолет), зрячий кран (яркий, контрастный, который различает груз по цвету)...

Думаю, что принцип ясен. Когда список идей был готов, он еще пополнился дальнейшими идеями путем комбинирования имеющихся.

Можно было раскрыть и другие методы активизации творческого мышления, подавления психоинерции и развития воображения — их около двух десятков. Одним из них пользовался, кстати, известный писатель Джанни Родари, когда был педагогом, и многие книжки «придумывал» вместе с детьми. Фантазии у детей полно, но знаний мало. Зато нет психоинерции. Такое могут выдумать...

Или: попроси ребенка до пяти лет сложить двух петухов и трех индюшек. Он скажет: пять птиц. Школьник скажет, что кур и индюшек складывать нельзя: это разные птицы! Вот вам психологическая инерция в чистом виде!...

Больше всего мне понравился метод «писем себе»: человек берет бумагу и пишет себе откровенное письмо. Затем критически его читает и пишет ответ. И так до полной откровенности...



Где учат изобретать?
Где учат изобретать? — на этот вопрос отвечает научный директор Центра методологии изобретательства Тофик Имамалиев, начальник отдела научного центра «Геофизика» Академии наук Азербайджанской ССР:

— Ученые давно заметили, что среди всего потока информации творческой не так уж и много. Возникла даже проблема «вылавливания» всего нового из лавины информационного «шума». Стало выгоднее вести исследования заново, чем искать публикации по этому вопросу. Большинство ученых превращаются в сборщиков и хранителей информации, поскольку не успевают все прочесть и «переработать». Это особенно касается, изобретателей. Порой усилия и средства десятков НИИ, КБ и заводов сводятся на нет: ведь вновь создаваемые машины должны конкурировать с лучшими мировыми образцами. Их надо знать, чтобы «не изобретать велосипед».

Только что в составе группы народного контроля я проверял одну организацию, состоящую из 1022 сотрудников. За пятилетку они внедрили всего 5 изобретений, хотя вся их деятельность обошлась государству в 217 миллионов рублей. Одна из главных причин — некомпетентность руководителей в патентном деле, потому и полный развал изобретательской работы.

Наше время предъявляет к человеку повышенные требования: организатор производства должен уметь выполнять сложные логические операции, чтобы принять наиболее эффективные управленческие и технические решения. К сожалению, тут ни стаж, ни заслуги не помогут. Но этому можно научиться. Особенно решению технических задач — изобретательству. Опыт нашей работы говорит, что изобретателем может стать каждый! Не гениальный одиночка с «божьим даром», а любой специалист!

Десять лет назад при Центральном совете ВОИР и ЦК ЛКСМ Азербайджана был создан единственный в стране общественный Институт изобретательского творчества, который перерос в Центр методологии изобретательства с тремя секторами: учебным, патентным и поисковых исследований. Организовано десять филиалов: Дальневосточный, Новосибирский, Молдавский, Тюменский и другие. У нас учились специалисты из ГДР, Польши, Болгарии, Финляндии, Вьетнама.



От ведущего:
Работа центра в конечном итоге направлена на формирование активной жизненной позиции слушателей, которые с помощью изобретательской деятельности устраняют «узкие» места в своей повседневной работе и решают актуальные для общества проблемы научно-технического прогресса. Но есть и конкретные цифры: слушателями центра получено около 300 авторских свидетельств на изобретения. Только далеко не полные данные о внедрении изобретений в Азербайджане свидетельствуют, что на каждый рубль, затраченный на обучение, получено 16 рублей прибыли. По зарубежным данным,. эффективность «Курсов технического творчества» в США оценивается в 15 долларов на доллар, вложенный в обучение. После ознакомления с системой обучения в АзОИИТе, вице-президент фирмы «Дженерал электрик» Артур Бик предложил направить туда на обучение группу сотрудников фирмы.

Конечно же, эффективность обучения не ограничивается экономической стороной и количеством полученных авторских свидетельств. Главное, достижение, конечно, — человек-творец.

Меня в АзОИИТе убедили окончательно, что вся жизнь человека — сплошные открытия и изобретения. Способности эти проявляются так же, как способности к музыке, живописи, движению. Только открытие мира побуждает человека к творчеству, к самовыражению, изобретению нового...



Шаг через барьер
Слово — руководителю лаборатория по обучению творчеству Виктору Сигалову, врачу-психиатру — психологу Министерства здравоохранения Азербайджанской ССР:

— Сейчас ученые уже не отрицают, что способности человека можно воспитывать, развивать в нужном направлении. Характерным явлением последних лет является развитие разных форм творчества молодежи. Само время рождает жажду творчества, поиска нового. Одержимость же любимым делом всегда заставляет человека работать лучше. Это и есть повышение творческой продуктивности. Настоящий человек всегда стремится сделать свое существование приятным и полезным, мечтает о всеобщем благе. Если бы это делал каждый, произошла бы невиданная научно-техническая революция.

Однако производство изобретений (именно производство) растет крайне медленными темпами. Очень слабо объединяются усилия творческих коллективов, в которых изобретательство — повседневная работа...



От ведущего:
Государственный комитет СССР по делам изобретений и открытий страны ежегодно выдает более 20 тысяч авторских свидетельств на изобретения. Цифра вроде впечатляет, но если учесть, что патентная классификация разграничивает технику на двадцать тысяч разделов, то в среднем каждый продвигается всего на одно изобретение в год. Очень мало! Многие разделы вообще годами не ощущают притока свежих технических идей. Да и большинство изобретений не делают погоды в технике. Для научно-технической революции было бы более характерно увеличение количества изобретений; по каждому разделу до 10 — 20 в год. Почему же этого нет?

Традиционное обучение дает специалисту лишь навыки обращения с известной техникой, — продолжает Сигалов. — Оно даже не позволяет без переподготовки овладеть вновь созданной машиной. Оно не дает и никаких рекомендаций по использованию идей и решений, накопленных в других отраслях знаний.

Наша учебная программа все это ломает единым мощным потоком. Никакого пассивного созерцания. Каждый слушатель является активным участником каждого занятия. Сам преподаватель не знает, что родится в процессе коллективного творчества, но он знает, как активизировать личность и как формировать творческие коллективы, где все подчинено единой цели — поиску, постановке и решению задач.

Главное, что мы делаем,— восстанавливаем веру в себя, в свои творческие возможности, помогаем человеку преодолеть инерцию стереотипов мышления. Мы внушаем и доказываем, что образ мыслей любого слушателя ничем не отличается от образа мышления выдающихся ученых, у него нет абсолютно никаких препятствий, чтобы стать Эдисоном. Правда, для этого прежде всего надо стать Человеком. Самому, без всякого принуждения. Исключительно по своей воле. Однако правило «познай себя» столь же мудро, сколь и трудно для исполнения...



Формула «гениального коллектива»

От ведущего:

Никакой гений не может творить в одиночку — ведь он не просто выдумывает «нечто» из головы, а решает задачу, над которой мучаются многие, но каждый по-своему. Поэтому так необходим обмен мнениями со своими современниками. Скорее единомышленниками, чем противниками. Где их искать? История знает множество «творческий лабораторий»: от знаменитой школы Аристотеля до «павловских сред» в Институте физиологии АН СССР. Убежден, что и рождение Азербайджанского общественного института изобретательского творчества — явление закономерное и своевременное. Именно поэтому он стал образцом коллективного осмысливания проблем в изобретательской деятельности и поиска путей в преодолении различного рода трудностей.

Сам процесс обучения стимулирует у каждого человека «возвращение непосредственности» ребенка, и он вдруг начинает вспоминать и мыслить, как творческая личность, обогащенная зрелым умом взрослого. Каждый открывает себя заново и быстро находит целые кладези нереализованных идей. Это рождает взрыв творческой активности : некоторые слушатели еще во время обучения оформляют до 20 заявок на изобретения. А через два года учебы, как правило, каждый получает диплом-изобретение...



Творчество со Знаком качества
— Изобретение изобретению рознь, — вступает в разговор руководитель патентного сектора Борис Барков.

— Можно бесконечно изобретать мелкие поделки, которые никогда не сделают погоды в развитии цивилизации. Не случайно самый большой поток изобретений падает на ширпотреб. Такой «сложный» предмет, как карандаш, имеет более... 20 тысяч патентов и авторских свидетельств. Не меньшее количество изобретений падает на обыкновенный стул. Нетрудно подсчитать, сколько труда и той же дефицитной бумаги ушло на «признание» не таких уж существенных карандашных и стульевых отличий. А ведь любую вещь можно сделать универсальной буквально на все случаи жизни.

Сегодня нужны качественные изобретения во всем. Сколько творческих сил тогда можно будет сберечь для более производительной работы! Пора творить качественно; смотреть в корень проблем и делать пионерные изобретения. Не стоит думать, что у человека не хватит дарований. Будущее общество будет формировать прежде всего Человека, который а процессе своего общего образования будет выходить на передний край человеческой культуры, на границу уже сделанного и познанного, а затем уже свободно выбирать свой «фронт» творческой работы...

— Систему обучения изобретательству в АзОИИТе я бы сравнил с восхождением на любую вершину, — говорит Сигалов. — Обычно человек после долгих мучений, путем «проб и ошибок» все же добирается до вершины и, глядя на пройденный путь, видит, что шел бестолково, зря потратил массу сил и времени, хотя рядом проходила отличная дорога, о которой он ничего не знал. «Азоиитовец» учится штурмовать любые вершины под руководством опытного преподавателяинструктора, который уже прошел этот путь или опыт, и профессиональные знания техники и приемов восхождения позволяют ему вести группу рациональным путем. В дальнейшем любой слушатель-«азоиитовец» может стать таким преподавателем-инструктором.

Новое творческое мышление привело к росту изобретений — было «изобретено искусство изобретения». Все, что раньше представлялось случаю, стало культивируемой деятельностью. Однако современная технология все усложняется, находить новые идеи становится все труднее и труднее. Именно поэтому в конечном счете хорошо бы установить, какие общественные условия максимально способствовали индивидуальному творчеству в эру больших достижений и научно-технических революций...



Рождение идеи

От ведущего:

Методов генерации идей много. Чемпион среди изобретателей Томас Эдисон как-то сказал: «Гений — это два процента вдохновения и девяносто восемь процентов потения». По сегодняшним представлениям, Эдисон работал крайне примитивно, питая презрение к книжному образованию и математическим знаниям. Он всецело доверялся интуиции изобретателя и здравому смыслу практичного американца. Его основной метод «проб и ошибок» можно было сравнить с поисками иголки в стоге сена. Когда Эдисон делал первую электрическую лампу, то в поисках нити накаливания перебрал тысячи веществ, пока не остановился на обугленной хлопчатобумажной нити.

— Однако большая часть творческой работы, — продолжает Барков,— лежит где-то посредине между подходом Эдисона и случайным «даром муз». Проанализировав всевозможные методы, мы изобрели Алгоритм решения изобретательских задач—АРИЗ. С его помощью решение задач начинается с ... конца — с определения идеального конечного результата. Подход к «идеальной машине» разбивается на отдельные этапы, каждый из которых выполняется по определенным, конкретно сформулированным правилам. Для устранения психологической инерции задача «очищается» от технической терминологии, привязывающей мысль к старому. Инерция зрительных представлений «задавливается» серией мысленных операций: меняются размеры, длительность процессов, принцип. Короче — задача вначале корректно формулируется, а затем решается. Сформулировать задачу — значит наполовину уже ее решить. Алгоритм развивался и получил название «Спринт».

Сейчас Центром методологии изобретательства разработан стандарт заявки на изобретение, который успешно внедрен в ряде научных и проектных институтов, на предприятиях Новосибирска, Ижевска и других. Надо сказать, логическое доказательство сути изобретения, заложенное в этом стандарте, уже сейчас «испытывают» на себе эксперты Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий.

Обычно любой изобретатель верит, что эксперт справедлив, поэтому две заявки из пяти, как правило, пропадают при первом отказе в признании приоритета. Автор редко доказывает свою правоту. У нас каждое решение эксперта взвешивается и доказывается. Если эксперт прав, мы благодарим его за корректное делопроизводство. У нас были случаи, когда приходило 5 отказов, а наши доводы приводили к выдаче авторского свидетельства на изобретение. Ведь что такое отказ на признание хорошей идеи? Это ее потеря.



От ведущего:
Из костяка выпускников АзОИИТа давно формируются общественные исследовательские лаборатории, которые входят в сектор поисковых исследований. Работают лаборатории: «Кемек» («Помощь»), занимающаяся вопросами теоретического и прикладного патентоведения, оценкой патентной ситуации в различных отраслях народного хозяйства, «Спорт» — разработкой спортивных товаров и «Гея» («Земля») — проблемами создания приборов для поиска и добычи полезных ископаемых. Так, две работы получили специальные дипломы в Будапеште. «Прибор для термопунктуры» применяется в клиниках Баку и Днепропетровска, ортодонтический аппарат для «выправления» зубов применяется в Москве, конструкция дельтаплана вошла в число лучших на всесоюзном конкурсе, а тормозное устройство троса останавливает лопнувший трос у альпинистов, на буровых установках, на океанских буксирах.

Давно уже замечено, что любой человек полнее раскрывает свои способности в коллективе. Можно назвать множество «фирм»: от сугубо земных до космических. Там коллективное творчество — норма. Именно творческая атмосфера, создаваемая группой опытных преподавателей Центра методологии изобретательства, позволяет вести поиск практически в любой сфере человеческой деятельности.

Вот как отозвался о деятельности центра председатель Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытии И. С. Наяшков:

«Все, что делают эти ребята, переоценить невозможно. Не было ничего подобного ни у нас, ни за рубежом. Все это никак не укладывается в наши представления об учебном процессе. Вполне возможно, что вскоре встанет вопрос о создании государственной системы обучения изобретательскому творчеству».


Коллаж и рисунки В. АРСЕНЬЕВА.


Спасибо, что зашли
mda.htm Пресса и телевидение о нас, главная  conduit@rambler.ru Отправить нам письмо  вверх

© All Rights Reserved
Hosted by uCoz