index.html Conduit Home  mda.htm Пресса и телевидение о нас, главная  Copyright © 2001, SIAZ.
Журнал МОДЕЛИСТ КОНСТРУКТОР

Журнал Моделист-Конструктор, N 10, 1978 г., стр. 1

ШАГ К ТВОРЧЕСТВУ



С членом ЦК ЛКСМ Азербайджана, делегатом XVIII съезда ВЛКСМ Рафиком Гусейновым мы встретились на Центральной выставке научно-технического творчества молодежи, посвященной XVIII съезду ВЛКСМ и 60-летию Ленинского комсомола. Рафик приехал сюда не как гость — как хозяин. Ему, участнику НТТМ, старшему научному сотруднику научно-исследовательского сектора Азербайджанского политехнического института, хорошо знакомы проблемы научно-технического творчества молодых.

Мы ходили по залам выставки,и Рафик подолгу останавливался возле некоторых экспонатов, которые, на его взгляд, казались особенно интересными, и что-то записывал в делегатский блокнот. «Он у меня для самого главного», — пояснил Рафик и тут же отметил, что в залах много работ совсем молодых новаторов, делающих первые, но уверенные шаги в техническом творчестве.

— Известно, что большинство открытий сегодня происходит на стыке наук, — рассказывает Рафик. — В научно-исследовательском секторе, где я работаю, их, таких стыков, немало. Ведь мы не только организуем, направляем техническое творчество, но и осуществляем контроль за внедрением в производство изобретений наших студентов и сотрудников. А это очень важно в наше время, время бурного развития науки и технического прогресса, — не допустить, чтобы изобретение «простаивало».Внедрить на заводе новый прибор или высокопроизводительный инструмент,рожденный в лабораториях и мастерских института,увидеть его не на бумаге,а в металле — что может быть лучше!

— А как происходит само посвящение в творчество! Говорят, что человек, который решил заняться рационализацией и изобретательством, должен обладать какими-то особыми данными!

— Я думаю, что каждый так или иначе способен решать технические задачи. Чаще мы просто не знаем, как подступиться к этому. Вот почему в свое время при ЦК ЛКСМ Азербайджана был организован общественный институт изобретательского творчеетза (АзОИИТ), о котором мне и хочется рассказать подробнее.

Ежегодно в сентябре этот институт производит набор. Абитуриенты проходят своеобразный экзамен. Точнее, даже не экзамен, а собеседование, во время которого выясняется уровень наблюдательности, нетрадиционности мышления поступающего. Например, задается вопрос, который на первый взгляд прост: «Как вы переходите у лицу ?» — «Смотрю сначала налево, потом направо», — следует ответ. «Ну а если движение, как в Англии, левостороннее!» Абитуриент задумывается: привычный штамп сломан.

Вот на этом принципе — поиске нетрадиционного решения — построены и сами занятия в нашем институте. Через несколько месяцев слушатели начинают замечать, что их образ мышления меняется.

Вот, например, что рассказывает Тофик Асланов, инженер-конструктор Бакинского радиозавода, первокурсник: «Я обнаружил, что исчезают оковы инерции мышления. Такое впечатление, будто раньше я смотрел на мир сквозь очень темные очки. А теперь их с меня сняли, и «зрение» сразу обретает «цвет» — гибкость воображения. Для моей работы конструктора это очень важно».

Семь лет назад, когда впервые в республике возник этот общественный институт, организаторы поставили перед собой довольно сложную задачу: хотелось научить людей большей отдаче производству, расширить армию изобретателей и рационализаторов. Была предпринята попытка обучить рабочих, инженеров, научных сотрудников творчески решать сложные технические задачи. И не просто решать, а на принципиально новой основе, то есть на уровне изобретения. Более того, изобретательство планировалось поставить на поток.

Многие не верили в возможность такой «конвейеризации» процесса творчества: всегда считалось, что изобретателем нужно родиться. Институт доказал: искусству создания нового в технике можно и нужно учить. Ведь давно известны различные методы психологической активизации мышления: мозговой штурм, методы фокальных объектов, морфологический анализ и многие другие.

— Не могли бы вы пояснить на конкретном примере, что это значит!

— Взять, к примеру, метод фокальных объектов. Говоря иными словами, это перенесение признаков случайно выбранных предметов на конструкцию, которую решено усовершенствовать. Скажем, захотелось вам модернизировать часы. Открываем наугад любую страницу словаря, технического журнала, каталога. Пусть нам попались слова «кино», «змея», «калоша». Составляем для каждого из них список характеризующих признаков. Кино — широкоэкранное, цветное, звуковое, объемное и так далее. Змея — длинная, извивающаяся, скользкая, ядовитая. Калоша — красная внутри, черная снаружи, непромокаемая. Новые идеи можно получить путем «примерки» этих признаков к часам. Ну, скажем, почему бы не сделать широкоэкранные часы: вместо круглого циферблата взять продолговатый. Полученное сочетание развивают путем свободного ассоциирования. Например, широкоэкранный циферблат можно вытянуть вдоль шоссе, чтобы его лучше было видно на большой скорости... Постепенно из возникших идей отбираются полезные, те, что после доработки могут быть реализованы в виде новых конструктивных решений.

На занятии по структурному анализу, например, рассматривался «треугольник Рело», на основе которого создано сверло Уаттса. Известно только было, что им можно сверлить квадратные отверстия. В АзОИИТе провели исследование этой структуры, выяснили множество новых ее свойств и, следовательно, способы их реализации. Прямо тут же, за один академический чае, было предложено 4 — 5 технических решений, одно уже оформлено заявкой. Это инструмент для прорезывания стенки трубы. Его можно применять в нефтедобывающей промышленности.

В АзОИИТе, помимо существующих, созданы свои методики изобретательства. И слушатели уже с первого курса независимо от образования и возраста овладевают этими современными методиками решения изобретательских задач.

На втором году учебы предусматривается углубление в специальные разделы теории. В программу входят также патентоведение, прогнозирование, информатика, экономика, история изобретательства, психология творчества. Защита дипломных проектов представляет собой решение технических задач на уровне изобретения. Оценки не выставляются. Занятия проходят каждое воскресенье с 9 до 14 часов. Домашние задания, литература, которую надо прочесть дополнительно, это само собой. Те, кто выдерживает предложенный ритм и нагрузку, обычно не жалеют.

— Не могли бы вы привести конкретные примеры того, как слушатели института помогают народному хозяйству!

— Инженер Борис Барков, бывший студент, а ныне преподаватель АзОИИТа, до поступления в институт не имел ни одного рацпредложения. В период учебы подал 12 заявок. Каждая принята с первого предъявления. Барков уже имеет два авторских свидетельства. Тема его дипломной работы «Структурный анализ электронного нагревателя». Его изобретение «Электродержатель для дуговой сварки» намного удобней существующего и состоит всего из шести деталей вместо 18. Внедрение механизма позволит сэкономить по стране многие сотни тысяч рублей.

Тема дипломного проекта инженера-бурильщика Всеволода Арсеньева — устройство для ликвидации подземного прихвата бурильных колонн. Экономический эффект от его внедрения только в Азербайджане составит не один миллион рублей.

Делаются первые шаги и по привлечению к серьезному техническому творчеству учащихся старших классов. Студент института Виктор Сигалов проводит интересный эксперимент по внедрению специальных творческих программ в общеобразовательных средних школах; он убежден, что изобретательскому творчеству нужно учить еще на школьной скамье. Представляете, как хорошо было бы, если бы школьник, придя на завод или в высшее учебное заведение, уже владел основами методологии решения технических задач, да еще на уровне изобретений! Можно только позавидовать, например, ученику 10-го класса бакинской школы № 6 Александру Ждан-Пушкину, который, занимаясь у нас, получил первое в своей жизни и в истории школ Азербайджана авторское свидетельство на изобретенный им сварочный манипулятор.

По мнению многих слушателей, эффективность их изобретательства у себя на производстве после обучения увеличилась в десятки раз. Подсчитано, что каждый рубль, вложенный государством в обучение, дает 15 рублей прибыли в осуществленных и внедренных в народное хозяйство новаторских предложениях.

Не так давно на материалах нашего института появилось изображение знаменитой ленты Мебиуса. Это наш товарный знак. То есть право ставить собственную марку на все созданное в институте.

— Скажите, пожалуйста, а получает ли распространение опыт АзОИИТа!

— О большой отдаче столь необычного учебного заведения говорит не только эффективность обучения в нем, но и множество писем, в которых люди из различных городов страны, целые лаборатории и конструкторские бюро обращаются с просьбой принять их на заочное отделение. Из ордена Ленина Института атомной энергии имени И. В. Курчатова пишут: «Приняли решение организовать в пашем институте на общественных началах заочный университет по подготовке преподавателей методики научно-технического и изобретательского творчества...» Письма из Москвы и Петропавловска-Камчатского, Новосибирска, Оренбурга, сотен других адресов. А недавно мы получили такую телеграмму: «Поздравляю вас с созданием камчатского филиала АзОИИТа. Прошу срочно отправить программу института и все необходимые материалы первого курса». И подпись — Тагипур, выпускник АзОИИТа. Все, что нужно, мы, конечно, послали. И очень рады появлению еще одного «дочернего» вуза. Такие филиалы есть уже в Дубне, Горьком, Днепропетровске, Куйбышеве, Свердловске — более чем в 40 городах страны. Это как раз тот самый завтрашний день АзОИИТа, о котором стоит заботиться сегодня.

Оставив в стороне цифры экономической прибыльности, обратим внимание на другое. Дипломы АзОИИТа не дают никаких привилегий и льгот. Занимаются слушатели в свободное от работы и учебы время. Наиболее трудно приходится тем, кто по роду своих занятий часто бывает в командировках. Но и оттуда они присылают домашние задания: пропуск темы неизбежно ведет к отставанию. У нас не заставляют учиться, но люди все-таки приходят. Педагогам здесь есть над чем задуматься.

Но наиболее важен, по нашему мнению, опыт АзОИИТа по привлечению молодежи к изобретательскому творчеству, особенно всех категорий учащихся. Скажем, для той же системы профтехобразования, выпускникам которой научно-технический прогресс дает мощные средства современной техники, передовой технологии, требуя взамен новаторства, творческого отношения к труду, поисков и открытий.

У нас многое сделано и делается для выполнения этой задачи. Существующие в вузах научно-студенческие общества, как правило, ориентируют студентов на теоретические исследования, не подготавливая порой в ходе этой работы будущих инженеров к тому основному, что заложено в самом названии их специальности, — изобретательству.

Вопросы изучения школьниками азов изобретательства также нуждаются в более широкой постановке, чем это делается сегодня в АзОИИТе.

Коллективы заводов и фабрик, наслышанные о «чудодейственности» наших методик, шлют к нам своих представителей. Упомянутая выше телеграмма и созданные в Баку выпускниками АзОИИТа Р. Гашимовым и Я. Адигезаловым общественная конструкторско-технологичеекая лаборатория изобретателей, рационализаторов (ОКТЛИР) я общественная лаборатория, руководимая Р. Талышским, высвечивают еще одно значение АзОИИТа — роль методико-информационного центра для всех «филиальных» подразделений. И хотя АзОИИТ делает все возможное, чтобы как можно шире распространить накопленный опыт, сейчас этого уз«е явно недостаточно. Сегодняшний день требует, чтобы движение за ускорение научно-технического прогресса стало массовым. Такую задачу поставил перед молодежью XVIII съезд ВЛКСМ.

Н.АНДРЕЕВ, Л.ЗАГАЛЬСКИЙ


Спасибо, что зашли
mda.htm Пресса и телевидение о нас, главная  conduit@rambler.ru Отправить нам письмо  вверх

© All Rights Reserved
Hosted by uCoz