Настольный календарь 1985 г, Москва, стр.85,
Раздел - ПРАЗДНИКИ
В. Григорьев
ЕДИНСТВЕННЫЙ В МИРЕ
— Приходите к нам, и мы научим вас изобретать, придумывать, творить.
У нас нет возрастных, профессиональных и других ограничений. Принимаем всех, кто желает научиться изобретать,— говорит проректор Азербайджанского общественного института изобретательского творчества (АЗОИИТа) Т. Имамалиев.
Этот институт Центра методологии изобретательства — единственный не только у нас в стране, но и во всем мире. За 14 лет существования института его окончили более 600 человек.
Выпускники получили за эти годы более 250 авторских свидетельств на изобретения. Согласитесь, такой продуктивности может позавидовать любой солидный научно-исследовательский институт.
Подсчитано, что рубль, вложенный в обучение студента техническому творчеству, дает 16 рублей прибыли за счет внедрения выдвинутых им идей.
Например, Б. Барков работал на нефтепромыслах электромонтером. Заочно окончил Азербайджанский институт нефти и химии, В АЗОИИТ пришел в возрасте 42 лет. И что же?
После окончания института первое же его изобретение в области бурения принесло сотни тысяч рублей экономии. У новатора сегодня около двух десятков авторских свидетельств на изобретения, одна из его конструкций внедрена на 64 предприятиях страны.
И все же каким образом люди учатся изобретать? Давайте побываем на очередном занятии слушателей института.
Преподаватель АЗОИИТа В. Сигалов, кстати говоря, врач по специальности, рисует на доске обычный цилиндр и спрашивает:
— Что можно сделать из этого цилиндра?
Возникает дискуссия. Рождается идея: если сгенки цилиндра сделать эластичными, например резиновыми, то, вращая его концы в разные стороны, можно отверстие в нем свести на нет, а это уже гибкая задвижка для трубопроводов. Выдвинул эту идею не физик, а лирик — филолог О. Бабаев.
Как бы вы ответили, уважаемый читатель, на вопрос: «Можно ли резать стекло ножницами?» До посещения занятий я бы уверенно, как всякий другой человек, сказал, что, конечно, нет.
Слушатели института легко доказали мне обратное. Теперь я точно знаю, что квадрат вполне может быть окружностью, а просверлить отверстие в виде эллипса так же просто, как выпить утром чашку кофе.
Весь процесс обучения студентов направлен на то, чтобы они никогда не говорили «нет».
— Невозможного нет,— учат их.— Все в ваших силах, надо только очень сильно захотеть и как следует подумать.